Шахматы, Кингчесс и шахматы Фишера
Логин:   
Пароль:   

Форум > Классические шашки
Теория дебютов
Автор Сообщения
24.09.2011 в 11:08
igor1963
Цитировать
ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—cЗ (или 2. d2—c3) 2... f6—g5.
Такими ходами характеризуется одно из самых старинных начал — «городская партия».
Идея белых здесь — занять центр, а затем провести атаку на правом фланге противника. Черные строят свою игру на охвате (окружении) центральной позиции белых.

Учебный пример

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—cЗ f6—g5 3. сЗ—b4 g5—h4 4. b4:d6 е7:с5 5. g3—f4 c7—d6 6. d2—c3 g7—f6 7. c3—b4 f8—g7?

Черные сделали проигрышный ход. Теперь белые жертвой шашки подготовляют проведение решающей комбинации. Следовало играть 1... b6—а5 8. d4:b6 а5:с7 с равной позицией.
8. d4—e5! f6:d4 9. b4—а5 b8—с7 10. аЗ—b4! с5:аЗ 11. еЗ:е7 d8:f6 12. f4—g5 h6:f4 13. f2—g3 h4:f2 14. g1:e7. Черные сдались.
Приведенную партию выиграл в сеансе одновременной игры гроссмейстер Владимир Голосуев у кандидата в мастера Семена Ешурина.
ОБРАТНАЯ ГОРОДСКАЯ ПАРТИЯ

1. сЗ—b4 f6—е5 2. e3—f4g7—f6 (или 2... e7—f6) 3. b4—а5 f6—g5 4. b2—сЗ g5:e3 5. d2:f4.
Применяется и такое разыгрывание: 1. сЗ—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. d2—e3.
В «обратной городской партии» белые проводят план окружения центральной позиции черных. Идея, которую проводят черные в этом начале, такая же, как у белых в «городской партии». Черные должны стремиться создать крепкий центр, которому не страшны никакие ответы.

Учебный пример

1. сЗ—b4 f6—e5 2. e3—f4 g7—f6 3. b4—а5 b6—с5 (сильнее играть 4... f6— g5) 4. b2—сЗ c5—d4 5. c1—b2?

Этот ход дает возможность черным решить партию в свою пользу. Они проводят комбинацию с проходом дамки.
5... h6—g5! 6. f4:h6 f6—g5! 7. h6:f4 d4—еЗ f2:f6 5. e7:c1 с выигрышем.
24.09.2011 в 11:09
igor1963

Цитировать
"КОЛ" в русских шашках

1. c3—d4 (или 1. сЗ—b4) 1... b6—а5 2. d4—c5 (или 2.b4—c5) 2... d6:b4 3. аЗ:с5.
Часто «кол» называют «дедушкой» всех начал. В шашечной игре он известен испокон веков. Название старинного начала связано с поста­новкой на втором ходу кодовой шашки на поле с5. Белая кодовая шашка долго стоит на этом поле, сдерживая силы противника. Попытки ликвидировать ее при помощи нападений приводят черных к большому ослаблению своего правого фланга и часто служат причиной проигрыша партии. Правильнее всего не обращать внимание на кол, развивать шашки своего левого фланга и пытаться окружить с двух сторон коловое построение белых. А если окружение не получилось, то в удобный момент ликвидировать кол при помощи размена. Только такой способ защиты приводит к равной игре.

Учебный пример

1. c3—b4 b6—а5 2.b4—c5 d6:b4 3. аЗ:с5 f6—g5 4. b2—сЗ g5—h4 5. c3—b4(чаще здесь играют 5. g3—f4 или 5. a1—b2) 5... а5:сЗ 6. d2:b4 g7—f6 7. a1—b2 f6—g5 8. b2—аЗ с7—b6? 9. b4—a5! b6:d4 10. e3:c5 h8—g7 11. c5—b6 a7:c5 12. g3—f4 g5:e3 13. f2:b6 (Белые использовали ошибку черных на восьмом ходу и начали атаку на правом фланге противника.) 13... g7—f6 14. e1—f2 f6—e5 15. a3—b4e5—f4 16. c1—d2 h6—g5 17. d2—c3 f8—g7 18. b6—a7 d8—c7? (Черные не дают белым сыграть 19. а5—b6, но не замечают комбинации.)
19. а5—b6! с7:а5 20. f2—e3 f4:d2 21. c3:e1 а5:сЗ 22. e1—d2! c3:e1 23. g1—f2 e1:g3 24. h2:d6. Черные едались. (Партия M. Рахунов — А. Марутян.)
ОБРАТНЫЙ КОЛ

1. c3—b4f6—e5 2. g3—h4 e5—f4 3. e3:g5 h6:f4.
В «обратном коле» стороны меняются ролями. Теперь черные атакуют, а белые стараются ликвидировать их атаку на правом фланге при помощи окружения позиции черных. Играть в этом дебюте надо весьма осторожно. Малейшая ошибка может привести как белых, так и черных к неожиданному поражению.

Учебный пример

1. g3—h4 d6—е5 (чаще играют 1... f6—e5) 2. c3—b4 е5—f4 3. e3:g5 h6:f4 4. b4—а5 b6—с5 5. B2—сЗ с7—d6 6. a1—b2 d6—е5 7. а5—b6?

После этого ошибочного хода черные при помощи комбинации прорываются в дамки. Белые рассчитывали на продолжение 7... с5—d4, тогда последовало бы 8. h2—g3 f4:h2 9. c3—b4а7:с5 10. b4:f4, и шашка черных на поле d4 окружена. Но неожиданно последовало...
7... e5—d4! 8. c3:g3 e7—d6 9. b6:d4 f6—g5 10. h4:f6 g7:a1, и черные выиграли. (Партия С. Данилин — П. Слезкин.)
23.01.2009 в 23:45
ChessR



Реклама не будет показываться, если вы зарегистрируетесь  
24.09.2011 в 11:11
igor1963

Цитировать
"ОТЫГРЫШ" в русских шашках

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ c7—d6 3. c3—b4 b6—а5 4. d4:b6 а5:с7. (Можно и 4... а5:сЗ 5. d2:b4 а7:с5. Этот вариант называется «отыгрыш» с разменом вперед)
«Отыгрыш» — наиболее спокойное начало. Игра носит позиционный характер. В самом начале черные разменом назад ослабляют атаку белых на правом фланге, а в дальнейшем развивают свои шашки на левом фланге. Белые стремятся захватить центральные поля доски. Черные проводят активную игру на левом фланге и при возможности окружают центральную позицию белых. Главное для черных — вовремя развить свои шашки на левом фланге. Если они не успеют это сделать, то неизбежно попадут под атаку центральных белых шашек и тогда защита будет нелегкой.

Учебный пример

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ c7—d6 3. c3—b4b6—а5 4. d4:b6 а5:с7 5. а1—b2 f6—е5 6. b2—сЗ а7—bб 7. b4—а5 e5—f4 8. g3:e5 d6:f4 9. e3:g5 h6:f4 10. сЗ—d4 g7—f6 11. f2—g3 f6—e5! (Черные временно жертвуют шашку и благодаря этому добиваются сильной центральной позиции.) 12. d4:f6 e7:g5 13. g3:e5 b6—с5 14. e1—f2 h8—g7 15. d2—e3? (Используя ошибку белых, черные осуществляют решающий прорыв на левом фланге белых. Следовало продолжать 15.f2—еЗ и после 15... с7—b6 16. а5:с7 b8:f4 17. h2—g3 f4:h2 18. еЗ—d4 с5:еЗ 19. d2:h6 с шансами на ничью.))

15... с7—b6! 16. а5:с7 b8:d2 17. c1:e3 с5—b4! 18. аЗ:с5 g5—f4 19. e3:g5 g7—f6 20. g5:e7 f8:b4, и черные первыми прорываются в дамки. Это принесло им выигрыш. (Из партии Е. Ложин — Б. Герцензон.)
СТАРАЯ ПАРТИЯ

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ e7—d6.
Само название этого начала говорит о том, что система ходов, характеризующая данный дебют, разработана давно. Уже в середине XIX века многие старые русские мастера добивались победы в «старой партии».
По своему построению дебют напоминает «городскую партию», но идеи, применяемые в этом начале, носят оригинальный характер.
В «старой партии» с самого начала играющий получает закрытую позицию. Поэтому каждый ход носит ответственный характер.
Самая маленькая ошибка может привести к проигрышу партии.

Учебный пример

1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ e7—d6 3. c1—b2 f6—g5 4. c3—b4 g5—h4 (Ничего хорошего не приносит черным размен 4... g5—f4 5. g3:e5 d6:f4 6. b4:d6 с7:сЗ 7. e3:g5 h6:f4 8. b2:d4, так как их шашка f4 подвергается атаке.) 5. b4—а5 g7—f6
6. g3—f4 d8—e7? (Ход проигрывает партию. В закрытых позициях никогда не следует уводить шашку с поля d8. Теперь черные связаны «по рукам и по ногам».)
7. f2—g3 h4:f2 8. e1:g3 h8—g7 9. b2—сЗ c5—b410. a3:c5 d6:b411. g1—f2! b4—аЗ?
(После этого хода белые проводят разгромную комбинацию. Лучше играть 11... е7—d6.) 12. a1—b2!! a3:c1 13. d4—e5! f6:b2 14. d2—c3 b2:d4 15. еЗ:с5 b6:d4 (c1:g5) 16. g3—h4 c1:g5 (b6:d4) 17. h4:e3, и белые выиграли.
24.09.2011 в 11:12
igor1963

Цитировать
ПЕРЕКРЕСТОК

1. c3—d4 d6—e5 2. b2—сЗ e7—d6 3. e3—f4.
Начало получило свое название из-за рисунка расстановки шашек в центре доски, где они пересекаются. Игра в дебюте носит закрытый характер. Ведь шашки обеих сторон с первых ходов связаны. Каждая из сторон старается держать под контролем центральные поля доски. Один неудачный ход может сразу привести к поражению.

Учебный пример

1. c3—d4 d6—e5 2. b2—сЗ e7—d6 еЗ—f4 f8—е7 (Применяется и такая система игры за черных: 3... b6—а5 f2—e3 с7—b6 5. с1—b2 b6—с5 6. d4:b6 а5:с7 7. e3—d4 а7—b6 8. g1—f2 b8—а7 9. d2—еЗ b6—с5 10. d4:b6 а7:с5 с равной партией.) 4. f2—еЗ b6—с5 5. d4:b6 а7:с5 6. g3—h4 e5:g3 8. h4:f2 f6—e5 8. c3—b4 h6—g5 9.a1—b2 g5—h4 10. e3—f4 e5:g3 11. h2:f4 e7—f6 12. f4—g5? (Этот ход ведет к проигрышу. Надо было продолжать 12. b4—а5, и позиция белых не хуже.) (Диаграмма 1.)

12... f6—е5!! (Что теперь делать белым? Их шашка под угрозой взятия.) 13. g5—h6 b8—а7 14. h6:f8 h8—g7! 15. f8:h6 e5—f4 16. h6:b6 c7:a1,
и черные победили. (Партия И. Вилкомир — Н. Спанцирети.)
ОБРАТНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК

1. c3—d4 d6—e5 2. b2—сЗ e7—d6 3. g3—h4.
«Обратный перекресток» — редкий гость в соревнованиях. Дебют мало изучен. Часто партии, сыгранные этим началом, оканчиваются разгромными комбинациями. Инициативу почти всегда захватывают черные.

Учебный пример

1. c3—d4 d6—e5 2. b2—сЗ e7—d6 3. g3—h4 f8—e7 4. a1—b2 b6—а5 5. a3—b4с7—b6 6. b2—аЗ h6—g5? (Благодаря ходу в партии белые проводят комбинацию и прорываются в дамки. Следовало играть 6... е5—f4 7. e3:g5 h6:f4 с примерно равной игрой.) (Диаграмма 2.)

7. d4—с5! b6:b2 8. d2—c3 b2:d4 9. еЗ:с5 а5:сЗ 10. e1—d2! d6:b4 11. a3:c5 c3:g3 12. h2:f4, и белые выиграли. (Партия В. Вишневский — Г. Сидельников.)
24.09.2011 в 11:13
igor1963

Цитировать
КОСЯК

1. c3—b4 f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5.
Этот дебют имеет большую и поучительную историю. Знаменитый московский игрок И. Селезнев (Хромой) уже в 1820—1830 годах применял его в своих партиях. Ему же принадлежат и первые исследования этого сложного начала. «Косяк» относится к закрытым началам. Тонкие маневры требуют очень точной игры. Незаметная ошибка через много ходов может привести к проигрышу партии. Теория этого начала до сих пор привлекает внимание многочисленных аналитиков.

Учебный пример

1. c3—b4f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5 4. b4—а5 g5—h4 5. сЗ— d4 h8—g7 6. d4:b6 а7:с5 7. a1—b2 b8—а7 8. f4—g5 h6:f4 9. e3:g5 d6—e5 10. g5—h6 c7—b6 11. a5:c7 d8:b6 12. b2—сЗ e5—d4 13. c3:e5 f6:d4 14. c1—b2 e7—d6 15. d2—c3 d4—e3 16. f2:d4 c5:e3 17. c3—b4? (Намного сильнее было играть 17. e1—f2 и после 17... g7—f6 18. f2:d4 d6—c5 19. h2—g3! c5:e3 20. g3—f4 e3:g5 21. h6:f4 c лучшеи игрой.)

17... e3—d2! 18. e1:c3 b6—а5 19. g1—f2 g7—f6 20. f2—e3? h4—g3! 21. h2:f4 f6—g5, и белые сдались. (Партия Е. Огуренков — П. Святой.)

ОБРАТНЫЙ КОСЯК

1. c3—b4f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ f6—e5.
В начале партии черные первыми организуют атаку на правом фланге белых. При правильной игре белые легко отражают нападение противника и очень часто занимают центральные поля доски. Оригинальные комбинации, жертвы, прорывы придают игре острый характер.

Учебный пример

1. c3—b4f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ f6—e5 4. a1—b2 e5:g3 5. h2:f4 b6—a5 (можно также играть 5... b6—c5 или 5... h8—g7) 6. b4—c5 d6:b4 7. a3:c5 h8—g7 8. f2—g3 g5—h4 9. c3—d4 h4:f2 10. e1:g3 g7—f6 11. f4—e5 f8—g7 12. g1— h2 h6—g5? (Черные расставили сети ловушки. Если теперь белые сыграют 13. g3—f4?, то последует комбинация: 13... g7—h6 14. e5:g7 h6:f8 15. f4:h6 f8—g7 16. h6:d6 c7:a1. Черные прорываются в дамки и выигрывают. Но, как говорится, «на ловца и зверь бежит». Черные, делая свой ловушечный ход, не замечают красивой комбинации, которую проводят белые.)

13. с5—d6!! е7:с5 14. d4:b6 f6:h4 (при взятии 14... а7:с5 решает 15. e3—d4 с5:еЗ 16. d2:f8X) 15. b2—сЗ а7:с5 16. сЗ—d4 с5:еЗ 17. d2:f8, и белые выиграли. (Партия П. Святой — Л. Рамм.)
24.09.2011 в 11:14
igor1963

Цитировать
ТЫЧОК

1. сЗ—d4 (или 1. сЗ—b4) f6—g5 (или 1... f6—е5) 2. d4—с5 (или 2. b4— с5) b6:d4 3. еЗ:с5 d6:b4 4. аЗ:с5.
Дебют «тычок» по своей идее напоминает «кол». Однако имеются и некоторые отличия. Дело в том, что после постановки белыми тычка у черных отсутствует шашка на поле a5.
Поэтому белые способны вести более активную атаку на правом фланге противника.

Учебный пример

1. c3—b4f6—e5 2.b4—c5 d6:b4 3. аЗ:с5 b6:d4 4. еЗ:с5 с7—b6 5. d2—e3 b6:d4 6. еЗ:с5 h6—g5 7. b2—сЗ b8—с7?
(Черные хотят атаковать шашку с5, но не замечают неожиданную комбинацию.)

8. c5—d6! е7:с5 9. c3—d4 е5:сЗ (если 9... с5:еЗ, то 10. f2:h4, и белые остаются с лишней шашкой) 10. e1— d2! c3:e1 11. g3—h4 e1:g3 12. h4:f6 g7:e5 13. h2:b8, и черные сдались. (Партия С. Натов — X. Шерман.)

ОБРАТНЫЙ ТЫЧОК

1. c3—d4 f6—g5 2. b2—сЗ g5—f4 3. g3:e5 d6:f4 4. e3:g5 h6:f4. В дебюте «обратный тычок» все наоборот.
Здесь черные первыми атакуют правый фланг белых. Их основная задача — получить сильную центральную позицию, а при случае — ослабить правый фланг противника и постараться прорваться на нем в дамки.
Кроме позиционной игры в некоторых вариантах возможно проведение комбинаций.

Учебный пример

1. c3—d4 f6—g5 2. b2—сЗ g5—f4 3. g3:e5 d6:f4 4. e3:g5 h6:f4 5. a1—b2
b6 —a5 (сильнее играть 5... b6—c5 6. d4:b6 a7:c5 7. c3—d4 c5:e3 8. f2:d4 g7—f6 с примерно равной игрой) 6. a3—b4 е7—f6 7. f2—g3? (Ход проигрывает партию. Следовало продолжать 7. b2— аЗ.)

7... а7—b6! 8. g3:e5 b6—с5 9. b4:d6 (если 9. d4:b6, то 9... f6:d4 10. сЗ:е5 a5:a1, и черные выигрывают) 9... а5—b4.! 10. сЗ:а5 g7—h6 11. e5:g7 c7:a1, и черные победили. (Партия Н. Кукуев — С. Воронцов.)
24.09.2011 в 11:15
igor1963

Цитировать
ИГРА ПЕТРОВА

1. g3—h4 b6—а5 2. f2—g3 с7—b6 3. e3—f4 d6—c5.
Это начало часто называют «игрой по уголкам». Особенно оно популярно среди новичков. Начинающим шашистам кажется, что шашки, стоящие в центре доски, подвергаются нападению неприятельских сил со всех сторон. Другое дело, если шашка заняла бортовое поле. Но это не так.
Центральные шашки почти всегда сильнее бортовых.
В «игре Петрова» чаще всего построения позиции носят симметричный характер. Тонкие ловушки и внезапные комбинации с обеих сторон привлекают к этому дебюту даже мастеров. Впервые проанализировал это начало известный шахматист А. Д. Петров в своей книге.

Учебный пример

1. g3—h4 b6—а5 2. f2—g3 с7—b6 3. еЗ—f4 d6—с5 (проигрывает ход 3... f6—е5? из—за комбинации, найденной Петровым: 4. f4—g5! h6:f4 5. сЗ—d4 е5:сЗ 6. d2:b4 а5:сЗ 7. g3:a5X) 4. c3—b4 а5:сЗ 5. d2:d6 е7:с5 6. b2—сЗ b6— а5 7. c1—d2 d8—е7 (Намного сильнее было играть 1... а7—b6 8. g1—f2 b8— 3а7) 8. g1—f2 а7—b6 9. f2—e3 b8—а7? 10. сЗ—d4 а5—b4? (Ошибка. Теперь белые проводят комбинацию с попаданием их шашки на преддамочное поле.) (Диаграмма 1.) 11. d4—e5! f6:f2 12. d2—e3 f2:d4 13. f4—g5 h6:f4 14. g3:c7. Черные сдались. (Партия А. Пель — В. Филиппов.)

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАРТИЯ

1. c3—d4 f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—сЗ.
В этом начале белые с первых ходов стремятся занять своими шашками весь центр доски. Черные в ответ на это ведут выжидательную игру, окружая центральные шашки противника. Дебют интересен эффектными ловушками, которые часто заканчиваются разгромными комбинациями.

Учебный пример

1. сЗ—d4 f6—g5 2. g3—f4 g7—f6 3. b2—c3 h8—g7 (Иногда в создав­шейся позиции играют 3... g5—h4 и после 4. f4—g5 h6:f4 5. e3:g5 d6—c5 6. d2—e3 c7—d6 7. e3—f4 c5:e3 8. f4:d2 получается равная игра.) 4. c1—b2 (Все другие продолжения за белых ведут к проигрышу.) 4... b6—а5 5. d4—е5? f6:d4 6. сЗ:е5 (Размен на поле е5 приводит белых к поражению. Правильный же размен на поле с5: 5. d4—с5 d6:b4 6. аЗ:с5 дает равную игру.) )
6... g7—f6! 7. e5:g7 e7—f6 8. g7:e5 а5—b4 9. a3:e7 d8:d4 10. еЗ:с5 g5:e7, и черные выигрывают.

24.01.2009 в 00:51
ChessR



Реклама не будет показываться, если вы зарегистрируетесь  
24.09.2011 в 11:16
igor1963

Цитировать
ИГРА БОДЯНСКОГО

1. a3—b4 b6—а5 2. b2—аЗ с7—b6 (или 2... а7—b6).
Известный пропагандист и организатор первенств дореволюционной России П. Бодянский был отличным аналитиком. Он разработал две интереснейшие дебютные системы. В дальнейшем они были названы его именем. Первая — «Игра Бодянского», а вторая — «Обратная игра Бодянского». Оба начала и до сих пор применяются в соревнованиях лю­бого ранга теми шашистами, которые любят острую игру.
В «Игре Бодянского» белые добровольно идут на связку своего левого фланга, рассчитывая в дальнейшем развязаться и захватить центральные поля доски. Черные должны препятствовать этому и как можно дольше сохранять связку левого фланга противника.

Учебный пример

1. a3—b4 b6—а5 2. b2—аЗ а7—b6 3. a1—b2 d6—e5 4. e3—d4 h6—g5 5.g3—f4 (Пришло время избавиться от связки на левом фланге.) 5... g5:c5 6.b4:f4 b6—с5 7.f2—еЗ g7—h6 8. g1—f2 f6—g5 9. c3—d4 с7—b6 (Ничего не дает черным ход 9... b8—а7 тогда 10. d4:b6 а7:с5 11. f4—е5 g5—h4 12. b2—сЗ c5—d4 13. еЗ:с5 e7—d6 14. с5:е7 d8:b2 15. a3—b4 а5:сЗ 16. c1:a3, и у белых, после того как они отыграют шашку, позиция будет выглядеть сильнее.) 10. f4—е5! h8—g7? (Черные рассчитывают сыграть следующим ходом 11... g7—f6 12. e5:g7 g5—f4 и получить дамочное окончание с лишней шашкой. Однако белые предусмотрели это продолжение и ответили на него заготовленной комбинацией.))

11. b2—сЗ! g7—f6 12. e5:g7 g5—f4 13. e3:g5 c5:g1 (He спасает 13... h6:f4, тогда 14. f2—g3 c5:e3 15. g3:e5 f8:h6 16. d2:f4, и позиция белых выигра­на.) 14. сЗ—d4!! (Белые, имея в запасе три темпа (!), строят позицию для проведения комбинации.) 14... g1:c5 15. d2—сЗ! h6:f4 16. c1—d2! f8:h6 17. c3—b4 a5:c3 18. d2:f8, и белые выигрывают.

ОБРАТНАЯ ИГРА БОДЯНСКОГО

1. c3—d4 h6—g5 2. g3—h4.
В этом дебюте стороны меняются ролями. Теперь уже черные идут на связку своего левого фланга, рассчитывая в определенный момент развязаться с выгодной центральной позицией. «Обратная игра Бодянского» — один из самых острых дебютов. Очень часто партии, разыгранные этим началом, заканчиваются комбинациями.

Учебный пример

1. c3—d4 h6—g5 2. g3—h4 g7—h6 3. h2—g3 d6—e5 4. g1—h2 e5:c3 5. d2:b4 c7—d6 6. b4—a5? (Сделанный ход приводит к пассивной игре белых. Следовало играть 6. c1— d2 с отличной позицией.) 6... b6—с5 7.c1—d2 f8—g7 8. а5—b6?? (Белые не замечают комбинации. Но и при 8.b2—сЗ после размена 8... с5—b4 9. аЗ:с5 d6:b4 позиция черных намного сильнее.)
8... c5—d4!! 9. еЗ:с5 d6:b4 10. аЗ:с5 f6—e5! 11. h4:d4 e7—d6 12. с5:е7 a7:f8, и белые сдались. (Партия Я. Вертман — Б. Миротин.)

24.09.2011 в 11:17
igor1963

Цитировать

ИГРА КАУЛЕНА

1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3.
Ф. Каулен считался одним из самых сильных шашистов в дореволюционной России.
Одна из дебютных систем, которую Ф. Каулен разработал и часто применял в различных соревнованиях, названа его именем.

Учебный пример

1. g3—f4 f6—e5 2. h2—g3 e5—d4 3. c3:e5 h6—g5 4. f4:h6 d6:h2 5. a3—b4 g7—f6 6. b4—а5 f6—e5 7. b2—сЗ h8—g7 8. c3—b4 g7—f6 9. a1—b2 e5—f4 10. e3:g5 f6:h4 11. d2—e3 b6—с5 12. b4:d6 c7:e5 13. b2—сЗ e5—f4 14. e3:g5 h4:f6 15. c3—d4 a7—b6 16. a5:c7 d8:b6? (Этот ход проигрывает партию. Надо побить 16... b8:d6, и позиция черных защитима.)

17. c1—d2! (После этого хода у черных единственное продолжение 17... b6—а5. На 17... е7—d6 белые проведут комбинацию 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—е5 f6:d4 20. d2—еЗ и останутся с лишней шашкой. Не спасает и 17... b8—а7 (или 17... b8—с7), тогда после 18. f2—g3 h2:f4 19. d4—с5 b6:d4 20. d2—еЗ белые попадают на преддамочное поле и снова выигрывают партию.) 17... b6—а5 18. d4—с5! f6— е5 19. d2—c3 е5—f4 20. e1—d2 e7—f6 21. c3—d4 f6—g5 22. f2—g3 f4—e3 23. d4:f2 h2:f4 24. f2—g3 f4:h2 25. h6:f4 f8—e7 26. f4—e5 b8—с7 27. d2—сЗ, и белые победили. (Партия Б. Герцензон — Ф. Семенов.)

ИГРА ФИЛИППОВА

1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4h6—g5.
Начало разработано в конце XIX века известным петербургским ша­шистом Василием Григорьевичем Филипповым. «Учитель» — так называли его многие любители шашечной игры. Он часто и с большим успехом применял его в партиях с сильными противниками. Неожиданные удары, незаметные комбинации и сложная позиционная игра принесли этому закрытому началу большую популярность.

Учебный пример

1. e3—d4 d6—e5 2. a3—b4 h6—g5 3. g4 —h4 b6—а5 4. b2—аЗ e7—d6 5. f2—g3 f8—e7 6.b4—c5 d6:b4 7. a3:c5 c7—d6? (Как заманчиво напасть и попытаться выиграть шашку с5. Но белые оказались дальновиднее: последовала двухвариантная комбинация с проходом в дамки. Черным следовало продолжать 7... g5—f4, сохраняя симметричную позицию.)

8. сЗ—b4!! е5:сЗ (проигрывает 8... а5:сЗ из-за 9. d4:b2 d6:b4 10. g3—f4, и куда бы черные ни били, белые сни­мают четыре шашки или пять шашек и прорываются в дамки) 9. a1—b2! c3:a1 10. d2—e3 а5:сЗ 11. c1—b2 d6:b4
12. b2:d4 a1:e5 13. g3—f4 e5:g3 14. h2:a3 с полным разгромом черных.
Мы с вами познакомились с некоторыми шашечными дебютами. Это только маленькая часть начал, существующих в игровой практике. Дебютам посвящены отдельные книги, в которых разбираются многочисленные варианты, возникающие после тех или иных ходов. В дальней­шем вы познакомитесь по книгам с многогранной теорией начал и сумеете применять ее на практике.
Большинство наших учебных примеров заканчивалось простой или сложной комбинацией. Но наряду с комбинациями в начале партии после ошибки противника можно добиться победы при Помощи пози­ционной игры. Приведем несколько примеров.
В «городской партии» после ходов: 1. c3—d4 d6—c5 2. b2—сЗ f6—g5 3. c3—b4 g5—h4 4. b4:d6 е7:с5 5. d2—c3 h6—g5? позиция белых (только после одного ошибочного хода черных) становится позиционно выигранной. Далее 6. g3—f4 g7—h6 7. f4—e5. (Диаграмма 3.)

Белые лишили черных взаимодействия между левым и правым флангами. Теперь как бы черные ни играли, поражения им не избежать. Рассмотрим все возможные продолжения.
I. 7... b6—а5 8. d4:b6 a7:c5 9. e3—f4 g5:e3 10. f2:b6, и если черные захотят отыграть шашку ходом 10... b8—а7 то последует 11. c1—d2! а7:с5 12. c3—b4 а5:сЗ 13. d2:b8 с выигрышем.
II. 7... d8—e7 8. e5—d6 с7:е5 9. d4:a5X.
III. 7... f8—e7 8. c3 —b4 e7—d6 9. e5—f6 g5—e7 10. d4—e5 d6:d2 11. b4:f8X.
IV. 7... f8—g7 8. c3—b4 b6—а5 9. b4:d6 g7—f6 10. e5:g7 h6:f8 (если 10... с7:сЗ, то решает 11. g7—f8, а при 10... h8:f6 выигрывает 11. d6—e7)
11. h2—g3 c7:c3 12. g3—f4 (Вначале выигрывается беззащитная шашка g5, а затем такая же участь постигнет и черную шашку сЗ. Лишняя шашка принесет белым победу.)
V. 7... h8—g7 8. аЗ—b4! с5:аЗ 9. e5—d6 с7:е5 10. d4:h8 с выигрышем.
Это пример, где один лишь ошибочный ход в дебюте сразу же приводит к проигрышу.
В «обратной городской» после ходов: 1. c3—b4 f6—е5 2. еЗ—f4 g7—f6 3. b2—сЗ b6—с5 4. d2—еЗ f6—g5? поражения черным не избежать. (Правильно продолжать 4... а7—b6 или 4... f8—g7.) 5. g3—h4 e5:g3 6. h4:f6 e7:g5 7. f2:f6. (Диаграмма 4.)

Теперь у черных два возможных продолжения.
Первое: 7... f8—e7.
Второе: 7... f8—g7. Рассмотрим их.
I. 7... f8—е7 8. h2—g3! e7:g5 9. g3—f4 h8—g7 10. b4—а5 g7—f6
11. a1—b2 g5—h4 12. c3—d4 f6—g5 (не спасает и 12... a7—b6, тогда 13. b2—сЗ f6—g5 14. e1—f2 d8—e7 15. d4—e5 с выигрышем) 13. d4:b6 a7:c5 14.b2—сЗ, и белые должны победить.
II. 7... f8—g7 8. c1—d2! g7:e5 9. e3—f4 e5:g3 10. h2:f4 h8—g7 11. d2—e3 g7—f6 12. b4—а5 f6—g5 13. a1—b2 g5—h4 14. c3—d4, и белым обеспечена победа.
В «игре Филиппова» уже второй ход черных ведет к проигрышу. 1. еЗ—d4 d6—е5 2. a3—b4 b6—а5? 3. f2—еЗ. Этим ходом белые выклю­чили из игры шашки левого фланга черных. Теперь они могут играть только шашками правого фланга. У черных — четыре возможных про­должения.
Первое: 3... а7—b6.
Второе: 3... с7—b6.
Третье: 3... с7—d6.
Четвертое: 3... е7—d6. Разберем их. (Диаграмма 5.)

I. 3... а7—b6 4.b4—c5! b8—а7 5. еЗ—f4 c7—d6 6. b2—аЗ d6:b4 7. аЗ:с5, и белые выигрывают.
II. 3... с7—b6 4.b4—c5! b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 c7—d6 6. b2—аЗ
d6:b4 7. аЗ:с5 с выигрышем.
III. 3... c7—d6 4. b2—аЗ b8—с7 (или 4... d8—c7) 5. e3—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5, и снова белые побежда­ют.
IV. 3... e7—d6 4. b2—аЗ с7—b6 (если 4... d8—е7, то 5. еЗ—f4 с7—b6 6.b4—c5 d6:b4 7. аЗ:с5Х) 5.b4—c5 d6:b4 6. аЗ:с5, и черные должны
05.02.2019 в 20:23
basile73



Цитировать
ТОП-10 КОМБИНАЦИОННЫХ ПАРТИЙ! КАК БЫСТРО ВЫИГРАТЬ В ШАШКИ?!



https://www.youtube.com/watch?v=-JCyQLi442Q
Вы не можете создавать новые сообщения, т.к. Вы либо не зашли в систему, либо зарегистрировались менее суток назад.


           Сейчас на сайте
2 игрока
Всего: 137 (0)
           Дни рождения
 
           Рекомендуем

Рейтинг@Mail.ru  
Rambler's Top100